Район похода: республика Карелия, Северное Приладожье
Вид туризма: водный
Тип судов: катамаран-4, катамаран-2
Нитка маршрута: г. Москва - г. Петрозаводск - ст. Маткаселькя – р. Тохмайоки - г.Сортавала – г. Санкт-Петербург - г. Москва.
Сроки похода: 10.05.2010 - 16.05.2010
Продолжительность похода: 7 дней
Протяженность водной части: 58 км
Категория сложности: 2 с элементами 3
Количество участников: 6 человек
N п/п
Ф.И.О.
Судно
Опыт участников
Обязанности в походе
1.
Лебедев Дмитрий Вячеславович
Катамаран-2
Тумча 3-У, Ухра 1-Р
Руководитель
2.
Фомченков Павел Юрьевич
Катамаран-4
Шуя 2-Р, Иркут 2-У
Зам. рук., завпит
3.
Балдин Вадим Александрович
Катамаран-4
Шуя 2-У, Иркут 2-У
Штурман, мед. аптечка
4.
Озеров Сергей Анатольевич
Катамаран-4
Шуя 2-У, Иркут 2-У
Ответственный за сплавсредства
5.
Барбаков Евгений Александрович
Катамаран-4
ПВД
Реммастер
6.
Соловьев Владимир Сергеевич
Катамаран-2
Ухра 1-У
Ответственный за груп. снаряжение
Прочие обязанности равномерно распределялись между участниками.
Список группового и личного снаряжения, аптечки, ремнабора и раскладка питания типичен для похода второй категории.
Москва - Петрозаводск - ст. Маткаселькя- р. Тохмайоки: Москва - Петрозаводск: поезд 212, отъезд в 1:20, прибытие в 15:23 Петрозаводск - ст. Маткаселькя: поезд 680, отъезд в 19:34, прибытие в 05:30 ст. Маткаселькя - р. Тохмайоки: заказной автотранспорт (микроавтобус).
Сортавала - Санкт-Петербург - Москва: Сортавала - Санкт-Петербург: поезд 680, отъезд в 07:20, прибытие в 13:35 Санкт-Петербург - Москва: поезд 051, отъезд в 21:21, прибытие в 05:00
г. Петрозаводск - Магазины г. Сортавала - Магазин
Река Тохмайоки течет в Северном Приладожье (Юго-Запад Карелии) с севера на юг и впадает в Ладожское озеро в районе г. Сортавала. На небольшой длине (около 50 км от озера Руокоярви до поселка Хелюля) падение реки составляет 70 м, из них 45 м приходится на первые 20 км. Общее количество препятствий - более 30. Условно их можно разделить на 3 группы: 1 - несложные шиверы и перекаты (Препятствия 1-2, 4-11, 13-15, 17-19, 22-23, 25-28, 31, 33) (номера препятствий даны по лоции Бекетова); 2 - довольно мощные пороги со сливами (как правило с разрушенных плотин) до полутора метров, осложненные набором различных препятствий: заходными и выходными шиверами, кривыми струями, стоячими валами, поворотами русла и камнями в сливе и основной струе (Препятствия 3 (правая протока), 12, 16, 20, 29 (без плотины), 30, 32) ; 3 - мощные водопадные сливы на разрушенных плотинах высотой от 2.5 до 7 метров (Препятствия 21, 24, 29 (плотина), 34, 35). Уровень воды во время нашего похода можно охарактеризовать как высокий.
Дата
День
Маршрут
Км
Средство передвижения
10.05
1.
Истра - Москва - Петрозаводск
электричка, поезд
11.05
2.
ст. Маткаселькя - разветвление рукавов перед пор. 20-21
13
сплав
12.05
3.
разветвление рукавов перед пор. 20-21 - стоянка после пор. 29
14.5
сплав
13.05
4.
стоянка после пор. 29 - пор. 33
20
сплав
14.05
5.
пор. 33 - Сортавала
10.5
сплав
15.05
6.
Сортавала - Санкт-Петербург
поезд
16.05
7.
Москва -Истра
поезд, электричка
10 мая, понедельник
Выехали из Истры еще вечером 9 мая. На электричке добрались до пл. Каланчевская, перетащили вещи на Ленинградский вокзал. Мурманский поезд отправился в 1.20, пол четвертого прибыл в Петрозаводск. В Петрозаводске докупили необходимые продукты и отремонтировали катамаранную тележку. В 19 часов сели на питерский ВБС, прицепленный к костомукшинскому поезду. Ночью около 4 часов стояли в Суоярви для дальнейшей перецепки.
11 мая, вторник
В 5.30 мы оказались на станции Маткаселькя. На месте договорились с местным водителем насчет заброски на реку (150 рублей). В 6.00 выгрузились возле разрушенной финской ГЭС. Стапель провели чуть выше порога номер 3. Около 12 часов вышли на воду. До рускеальского карьера было несколько несложных порожков. Карьер был осмотрен двумя группами по очереди. Через 1 км после карьера дорогу нам переплыл заяц. Проход под трубами между порогами 11 и 12 оказался проблематичным в нашу воду (высота менее 1 м.) Порог 12 был пройден по центру с предварительным просмотром с правого берега. От 12 до 16 порога было несколько несложных порожков. В 16.20 мы были на пороге N16. Порог был пройден обоими судами с предварительным просмотром и страховкой с левого берега. Экипаж катамарана- двойки прошел большую часть порога кормой вперед. В 17.45 мы пришли на стоянку перед разветвлением рукавов порогов 20-21. После позднего обеда произвели осмотр 21 и фотосъемку 21 порога. Ужин был также поздним. Легли в полночь.
12 мая, среда
Дежурные встали в 9, остальные в 10. Вышло солнце, стало значительно теплее, чем накануне. Позавтракали макаронами с тушенкой, опили кофе. Встали на воду в 12.15. 12.30-12.45 осмотр 20 порога. Проходили со страховкой в заводи на левом берегу. Прошли без проблем по центру. Зачалились сразу в заводи для просмотра порога 21. Полтора часа потратили на осмотр, фото/видеосъемку и обнос по левому берегу. Прошли под автомобильным мостом и после серии несложных шивер через 20 минут вышли к 24 порогу. Он тоже был обнесен по левому берегу. Обнос усложняется крутым каменистым спуском. Попили чай, пофотографировались, покатались под порогом и в 16.45 пошли дальше. От 24 до 29 порога полтора часа хода через несколько несложных перекатов и шивер. Подошли к связке порогов под номером 29. Сначала был осмотр первой части порога по правому берегу. После прохождения первой части зачалились на левом берегу. Произвели осмотр. Прохождение по центру. Четверка- со страховкой с берега, двойка- со страховкой четверкой с воды. В 19.50 продолжили движение До 20.30 искали место для лагеря и нашли его на высоком левом берегу двумя километрами ниже порога.
13 мая, четверг
11.00 подъем. 12.00 сборка лагеря, завтрак. На завтрак гречка с тушенкой, кофе, чай, сушки и т.д. 12.45 отправились из лагеря. 14.00 осмотр порога N30 и его прохождение. Первым шел четырехместный катамаран, потом двойка. Страховали после разрушенной плотины. Порог прошли без происшествий. Далее прошли ж/д и автомобильный мосты. После автомобильного моста посещение деревни Рюттю. В деревню ушли Дмитрий Лебедев и Вадим Балдин. Нам надо было докупить картошки, напитков и отметить маршрутную книгу. Во время посещения Рюттю Белка (Соловьев) стал купаться в реке, после чего очень сильно захотел в гошочную, но т.б. он не нашел. ФПЮ (Фомченков) делал фотографии этой деревни. По рации нам ребята сообщили, что магазина в деревне нет. Мы проследовали дальше. Произошло это ровно в 16.05. Далее следовали по спокойной воде до порога N31. В это время выглянуло солнце и стало жарко. И в конце этого порога мы неплохо подсели на обливной камень, после мы шли по спокойной воде и дошли до порога N32. Там мы произвели осмотр, и первым шел экипаж «пернатых», страховали их с берега. Их прохождение было по правому берегу, а четверка проходила по основной струе. Порог мы прошли без происшествий. Далее спокойная вода и стоянка на пороге N33 на правом берегу. Там была хорошая стоянка с прекрасным видом на реку и на порог. Лагерь установили быстро, так же быстро нашли дрова и закипятили чай. На ужин мы снова отказались от приема молочного пшена или риса, а вместо этого на ужин был суп харчо из того, что у нас осталась после первых трех дней.
14 мая, пятница
8.00 подъем. Оперативные сборы. 10.30 встали на воду. С ходу прошли 33 порог. 10.40 зачалились на правом берегу перед порогом 34, произвели осмотр и обнос по правому берегу. 11.10 подошли к 35 порогу. Долго осматривали по правому берегу. После тщательного осмотра порога со всех сторон руководителем группы было принято решение проходить его на разгруженных судах. Первым прошел катамаран-4 со страховкой с камней левого берега. Порог был пройден, в бочке смыло капитана левого баллона. Он самостоятельно выплыл и забрался на катамаран ниже по течению. Также при прохождении порога капитана правого баллона выбило из упоров. Далее катамаран-4, отпустив двух человек на страховку с берега, сам встал на страховку с воды. Следующим проходил катамаран-2, который совершил оверкиль переворотом через правый баллон. Один член экипажа был подобран катамараном-4, второй самостоятельно забрался на катамаран и зачалил его к берегу. В 12.45 продолжили движение дальше. Через 45 минут мы свернули вверх по течению по крупному правому притоку. В 13.50 вышли в первое озеро. В 14.30 пробравшись через узкую, заросшую и труднопроходимую протоку, вышли во второе озеро через заросли камыша. В 15.30 зачалились у старого трамплина в г. Сортавала. Катамараны разбирали в городском летнем театре. В 18.00 отправились в гостиницу «София». Привели себя в порядок, помылись, переоделись. 20.00 прогулка по городу, ужин в кафе «Релакс», осмотр городских достопримечательностей, поиск транспорта для трансфера на вокзал. В 1.00 отбой.
15 мая, суббота
Встали рано (около 5). В 5.45 сдали номера и сели в автобус, который мы заказали накануне за 150 рублей. Доехали до ж/д вокзала. В 6.00 группа из двух человек (Лебедев, Балдин) отправилась в город за минералкой. Около 7 позавтракали купленными в соседнем кафе булочками и чаем. В 7.20 отправление поезда на Питер. Все легли спать. По приезду на Ладожский вокзал Сереге предоставили свободное время на общение с армейскими друзьями. Остальные вместе с вещами отправились на маршрутке до Московского вокзала (500 руб.). На вокзале сдали вещи в камеру хранения и отправились на прогулку по городу. По дороге пообедав, прошли по Невскому, поднялись на колоннаду Исаакиевского собора, погуляли по набережной. Окончание похода отметили в «Толстом фраере». В 21.21 отправились в Москву.
16 мая, воскресенье
В 5.00 прибыли на Ленинградский вокзал. В 5.44 сели на электричку до Истры.
Поход пройден успешно. Все намеченные цели выполнены. Удалось отработать навыки прохождения препятствий 2-3 категории сложности и осуществления страховки. Исходя из нашего опыта прохождения маршрута, можно дать несколько рекомендаций: 1. Ст. Маткаселькя находится в районе погранзоны. Для отсутствия проблем с пограничниками желательно иметь при себе список группы с паспортными данными, маршрутную книжку или иные документы, объясняющие цель нахождения в данном районе. У нас не было контактов с пограничниками, но лучше быть к этому готовыми. 2. Желательно иметь запас по времени на посещение рускеальского карьера, в противном случае потом придется долго жалеть об упущенной возможности посещения данного природно-индустриального объекта. Место действительно уникальное. 3. Наибольшую сложность представляют пороги 21,34,35. Проходить их следует наиболее внимательно и только, имея опыт прохождения препятствий 4-6 категорий. Водопад 24 следует обносить всем желающим ходить в походы и дальше. 4. Заканчивать маршрут предпочтительно в Хелюле. В таком случае нет необходимости преодолевать заболоченные озера и труднопроходимые протоки между ними. Оттуда можно уехать на поезде. При желании можно посетить Сортавалу, добравшись на попутном транспорте. 5. На весь поход достаточно 3 дней.
Отчет К. Бекетова, СПб, 2006
К. Волков, сборник статей «Сплавные реки Карелии», 2003 г.
Л. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР. Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
Григорьев В.И. «Водный туризм», Профиздат, 1990 г.
11.07.2019 Истоковские встречи: рассказы о Героях Истринского района В субботу 13 июля в 16 часов в Клубе с Даниловым Вячеславом Алексеевичем, который поделится воспоминаниями о своем отце, Герое Советского Союза Данилове Алексее Васильевиче
23.06.2019 Договор аренды продлен на год После встречи и обсуждения ситуации с заместителем Главы администрации городского округа Истра Вишкаревой Ириной Сергеевной было принято решение о продление аренды помещения еще на год.
21.06.2019 Концерт классической музыки Приглашаем любителелей классической музыки в Клуб "ИСТОК"на концерт вокальной музыки, который состоится 23 июня 2019 года в 15.00
21.06.2019 Выселение «ИСТОКа» От городской адмнистрации Клуб получил письмо о том, что договор аренды помещения будет расторгнут 01.07.2019. Деятельность Клуба городу оказалась не интересна, нас просят освободить помещение "для муниципальных нужд".
01.11.2018 10-летию экспедиции на родину А.П.Белобородова 10 ноября в 15.30 ждем всех Истоковцев и друзей Клуба на встречу, посвященную 10-летию экспедиции на родину генерала А.П.Белобородова