НАПРАВЛЕНИЯ
|
|
|
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
Полюшков Владимир Иванович
1
- Владимир Иванович, к телефону! - перекрывая производственные шумы цеха, крикнул из дверного проема мастер участка Николай Александрович Яковлев. Слесарь Полюшков, услышав свое имя, удивленно пожал плечами. К телефону надо было идти через всю территорию фабрики в проходную. Домашние, зная это, звонили исключительно редко. "Неужели что произошло?" - недоумевал он. Но звонили не из дома. - Владимир Иванович! - услышал в трубке незнакомый голос Полюшков. - С Вами говорит Истринский горвоенком. Помните беседу в военкомате с майором Сениным в прошлом году? Вы меня слышите? - Слышу, только о беседе... - Ладно, об этом завтра. Приезжайте к нам к девяти утра, пожалуйста. Для вас есть приятная новость. При себе прошу иметь военный билет и орденские книжки. Договорились? - Так точно! - машинально, по-военному ответил Полюшков. В трубке, которую Полюшков не спешил класть, запихало привычное: ти-ти-ти... "Что же это за новость? - размышлял Владимир Иванович. - Неужели... Ладно, не будем гадать преждевременно".
2
А горвоенком тем временем еще раз взял в руки официальное сообщение из архива Министерства обороны СССР и стал читать: "На ваш номер... сообщаем, что по представлению командира 44-й стрелковой дивизии за героические действия в бою при взятии города Острова Псковской области Указом Президиума Верховного Совета СССР... младший сержант Полюшков Владимир Иванович награждён орденом Славы 1 степени. Награда не вручена...". Горвоенком вызвал дежурного по военкомату и приказал: - Позаботьтесь, чтобы завтра утром были цветы. Дежурный козырнул, что означало: "Слушаюсь". Он знал, что предстоит завтра, - не каждый день находят фронтовиков правительственные награды за боевые подвиги - да еще такие. Как золотой орден Славы 1 степени. Это ведь на уровне Героя Советского Союза. Справка. К сообщению из архива Министерства Обороны была приложена копия наградного листа на младшего сержанта В. И. Полюшкова. В этом документе, подписанном командиром 44-й стрелковой дивизии, скупым военным языком сообщалось:
"...28 августа - 5 сентября 1944 года разведчик Полюшков в составе боевой группы неоднократно ходил в тыл врага для выполнения заданий командования по захвату "языка". В ходе разведки боем 5 сентября им лично были захвачены в плен и доставлены в штаб дивизии три "языка", один из которых офицер-сапер дал ценные сведения о немецкой обороне города Острова. Полученные сведения позволили во многом правильно спланировать операцию по освобождению города от немецко-фашистских захватчиков...".
3
Полюшков, положив трубку, вышел из фабричной проходной и присел на скамейку в небольшом скверике. В голове - рой мыслей, воспоминаний. Он вынул пачку папирос, прикурил "беломорину" и жадно затянулся. Память воскресила ту беседу в военкомате, когда ему, Полюшкову, вручали "Удостоверение участника войны". Майор Сенин из военкомата попросил рассказать, чем закончилась для него война. Младший сержант Полюшков описал, как мог, бои под городом Островом, когда привёл, будучи уже контуженным, трех пленных в штаб дивизии. - А вот уже как сам после всего этого упал без сознания и очнулся только в медсанбате - не помню откровенно признался фронтовик. - Вас за это тогда наградили орденом Славы 1-й степени? - Нет, этим орденом я был награждён раньше, до этого боя... За тех трёх пленных я не был награждён. - Но ведь сразу привести три "языка" не просто. Может, слышали что о представлении к награде? - Краем уха слыхал. Я ведь тогда в медсанбате недели три пролежал, навещавшие товарищи говорили что-то об этом. Но тогда не до этого было. После лечения меня выписали в другую часть, попал снова в разведку. Вплоть до самого Кенигсберга гнали фрицев, а уж там меня еще зацепило, да крепко: ногу хотели отнять. В тыл на длительное лечение отправили. И выписался уж я 9 мая сорок пятого, в День Победы... После войны служил в составе наших войск в Болгарии, потом .на границе с Финляндией. Только в пятидесятом демобилизовался. На справки о наградах времени не хватало... - В таком случае давайте мы вам поможем навести необходимые справки. Пошлем запросы. Рассказывайте, где воевали?.. И Владимиру Ивановичу Полюшкову пришлось вспомнить свой боевой путь.
4
...В декабре сорок второго комсомольцу Полюшкову исполнилось семнадцать. А третьего января следующего года из военкомата пришла уже повестка. Ну вот, - сказал отец, ветеран первой мировой и гражданской войн, - не надо и в добровольцы записываться, не забыли... И старик заплакал. Его легко было понять: Володька - младшим был. А от старшего - Дмитрия - ужи три месяца не было вестей с фронта. Справившись с минутной слабостью, старый солдат взял себя в руки: - Иди, благословляю! И повез воинский эшелон призывников вместе с Володькой... на восток. Навстречу громыхали составы с танками, пушками, зенитными установками, шли эшелоны с красноармейцами. А Володьку с друзьями увозили от фронта на восток. И вот тогда, на одной из остановок, Владимир Полюшков с новым дружком Александром Мамоновым пошли к начальнику эшелона: - Нам в Сталинград надо! Зачем призывали, если от фронта увозят? Начальником эшелона был старший лейтенант. При ходьбе он припадал на правую ногу. Значит, уже воевавший. С виду хмурый. Ребят встретил неласково: - Много от вас, сопливых, толку на фронте! Фашиста надо бить умеючи, его шапками не закидаешь. И увидев, как ребята растерянно топчутся на месте, неожиданно рассмеялся: - Вот, даже уйти от командира по-военному не можете, а туда же - воевать! Научим вот вас, а уж тогда - на фронт, в бой! - На фронт Полюшков с Мамоновым попали только через год. Ребята окрепли, раздались в плечах, научились отлично стрелять, ставить и снимать мины. Все, солдатские науки прошли. Неоднократно рапорта подавали с просьбой отправить на фронт. Отказывали. Мол, службу надо нести там, куда Родина поставила. В январе сорок четвертого Владимир Полюшков получил от отца письмо. Он и сегодня его помнит наизусть, оно было последним - вскоре отец умер. "Сообщаю тебе, Владимир, - говорилось в письме, - что на брата твоего, Дмитрия, пришла похоронка. Погиб смертью героя на Курской дуге. Сам я теперь совсем уж не встаю, и вот тебе последний мой наказ: просись на фронт мстить за брата, за нашу Родину!". В рапорте, к которому было приложено это письмо, не отказали. Владимир Полюшков прибыл, на Волховский фронт.
5
Подвижный, ловкий Полюшков сразу прижился в разведке. Уже в первой же ночной боевой вылазке сумел бесшумно снять вражеского часового. Правда, когда вернулся с товарищами с боевого задания, был до крайности возбужден и чуть ли не каждому рассказывал: "А он стоит... А я... А он... А я...". Командир взвода Попков хотел уж приструнить новичка, но удержал командир роты Поварич: "Забыл, как сам впервые в разведку ходил?". Уже в мае сорок четвертого вместе со своим другом Александром Мамоновым был награждён орденом Красной Звезды. После того, как два друга получили по ордену Красной Звезды, после освобождения города Дно Ленинградской области за взятие ценного "языка" их представили к награде орденом Славы III степени. А при взятии города Порхова разведрота смелым ночным рейдом прошлась по тылам гитлеровцев. Да так, что фрицы на девять верст в округе переполошились и стали палить друг в друга, Не разобравшись, что к чему. Это было уже в конце июля сорок четвертого. Тогда на гимнастерках друзей и появились уже ордена II степени.
6
- А какова судьба Мамонова, жив он? - спросили военкоматские работники.
- Я ведь ещё почему о том бое при освобождении города Острова на псковщине вспоминать не люблю? Там я и потерял Мамонова. Знаете, как получилось? И Владимир Иванович рассказал следующее: "В Острове есть старинный кремль. Ну, как в Москве, только поменьше. Наша рота первой ворвалась в город|. Немцы из-за кремлёвских стен губительным огнём бьют из шестиствольных миномётов. Многие из роты полегли. А мы с Мамоновым в "мертвой" зоне оказались - мины-то нам уже не страшны были. Через пробоины в стене с ним проникли во внутрь кремля и закидали две миномётные позиции противотанковыми гранатами. Но у немцев ещё третья была. И расчёт из шести человек. Я гранату метнул - гитлеровцы кто куда. А тут рядом - дот вражеский ещё оказался. Пулемётный огонь на нас перенёс. Я кинулся в обход, Мамонов - за мной. Подползли, а гранат уже нет. Кричу: "Сашка, гранату дай!". Оглянулся, а мой Сашка в десяти метрах хрипит: "Бери гранату и добей дот... Ведь за нами ребята...
- Сколько потерь, будет...". А у самого живот гранатой разорвало. Схватил я Сашкину гранату и сам не помню, каким чудом меня донесло до амбразуры. Фуганул туда противотанковую. Вспыхнуло пламя и раздался страшный взрыв. На моих глазах из дота выскочили три гитлеровца. - "Хенде хох!" - командую по-немецки. Они с перепугу как миленькие вздернули руки к небу. У меня самого контуженная голова раскалывалась на части. И не знаю, как хватило сил довести пленных в штаб. И уже в штабе упал без сознания... - Сашку Мамонова нашли? Похоронили? - Не знаю. До сих пор нет вестей о Сашке. Скорее всего в псковской земле покоится его прах. А может, жив остался. Не знаю.
7
- Владимир Иванович, ты не боишься, что простудишься? - услышал Полюшков голос мастера участка Николая Александровича Яковлева, И сразу почувствовал, что действительно продрог. Бросил в ящик с песком потухшую "беломорину", встал. Яковлев внимательно смотрел на Полюшкова. Чем взволнован так фронтовик? Он помнил Владимира Ивановича демобилизованным солдатом. Самый прилежный ученик был на Румянцевской фабрике медицинской мебели. Но ни разу мастер не видел Полюшкова, как говорят, при полном параде. Сам бывший фронтовик, Николай Александрович всегда по достоинству ценил скромность Полюшкова. - Ты отдыхай сегодня, - сказал мастер, - а завтра в военкомат чтоб при полном параде!
... В день открытия XXVI съезда КПСС в зале заседаний Истринского горкома партии участнику Великой Отечественной войны, коммунисту Владимиру Ивановичу Полюшкову в присутствии ветеранов-фронтовиков был вручен орден Славы 1 степени, которым он был награждён ещё в грозные годы войны. Принимая его, опытный солдат с чувством патриотического достоинства произнес: - Служу Советскому Союзу! Он стал третьим по счёту полным кавалером орденов Славы, проживающим в нашем районе.
В. Мансуров
|
|
11.07.2019 Истоковские встречи: рассказы о Героях Истринского района В субботу 13 июля в 16 часов в Клубе с Даниловым Вячеславом Алексеевичем, который поделится воспоминаниями о своем отце, Герое Советского Союза Данилове Алексее Васильевиче | |
23.06.2019 Договор аренды продлен на год После встречи и обсуждения ситуации с заместителем Главы администрации городского округа Истра Вишкаревой Ириной Сергеевной было принято решение о продление аренды помещения еще на год. | |
21.06.2019 Концерт классической музыки Приглашаем любителелей классической музыки в Клуб "ИСТОК"на концерт вокальной музыки, который состоится 23 июня 2019 года в 15.00 | |
21.06.2019 Выселение «ИСТОКа» От городской адмнистрации Клуб получил письмо о том, что договор аренды помещения будет расторгнут 01.07.2019. Деятельность Клуба городу оказалась не интересна, нас просят освободить помещение "для муниципальных нужд". | |
01.11.2018 10-летию экспедиции на родину А.П.Белобородова 10 ноября в 15.30 ждем всех Истоковцев и друзей Клуба на встречу, посвященную 10-летию экспедиции на родину генерала А.П.Белобородова | |
|