МНЕ ПОВЕЗЛО, ЧТО Я ВЫБРАЛ ТУ ПРОФЕССИЮ, КОТОРУЮ БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ
С Антоном Семёновичем Калабалиным мы познакомились несколько лет назад в Москве на одной из «макаренковских сред» в Центре имени А.С.Макаренко. И привлёк он внимание не пространными речами, свойственными некоторым педагогам-новаторам, не своим богатым педагогическим опытом, о котором в советское время ходили легенды, а очень неожиданными и подчас нелицеприятными, но очень точными репликами, в которых не было ни слащавости, ни занаученности. Сразу почувствовалось, что этому человеку можно верить. Наверное, такие же чувства испытывали и тысячи его воспитанников, которым он посвятил всю свою жизнь. Как и Макаренко, А.С.Калабалин всегда в поиске, педагогические штампы - не для него. А главное, он великолепно чувствует и понимает молодёжь. Примером тому может служить его выступление на конференции, посвященной проблемам организации работы с детьми и подростками по месту жительства, которую мы проводили в нашем Клубе несколько лет назад. Во время обсуждения доклада Виктора Лавренко «Использование возможностей Интернета для патриотического воспитания молодёжи» неожиданно возникла тупиковая ситуация, когда одна из коллег Калабалина, уйдя от главной темы доклада, стала вдруг высказывать своё негативное отношение к Интернету. В глазах наших ребят начал нарастать протест. Антон Семёнович мгновенно среагировал на это выступление, поддержав и докладчика, и его конкретные предложения. Это было сделано настолько убедительно и дипломатично, что извечная проблема «отцов и детей» была на данный момент разрешена блестяще. К сожалению, свою «Педагогическую поэму» Калабалин пока не написал, но зато в этом году на очередной «макаренковской среде» удалось услышать и снять на видео его короткий отчёт о своей педагогической деятельности, а также взять у него небольшое интервью:
«КАК Я НАШЁЛ МАКАРЕНКО»
- 50 лет я работал директором и детских домов, и детских колоний, и спецучилищ, - рассказывает Антон Семёнович. - И вот сейчас решил поделиться своим опытом: о том, как я нашёл Макаренко в своей душе, как воспользовался его трудами, как он помог встать на ноги и мне, и многим, кто со мной вместе решил разделить судьбу: «Пацаны - со мной». Какие звания? Я учитель, награждён медалью Антона Семёновича Макаренко, что мне дорого, также – член-корреспондент Академий педагогических и социальных наук. Сейчас я работаю руководителем музея Антона Семёновича Макаренко, являюсь председателем общественного совета Главного Управления исполнения наказания Московской области, член общественного совета Федеральной службы исполнения наказания, представитель Президента по Московской области по правам человека для лиц, лишённых свободы. Это такие у меня, помимо всего, общественные обязанности. Я контролирую, чтобы люди, особенно, дети, подростки, которые находятся за колючей проволокой, жили по-человечески, чтобы к ним относились как к людям, ведь они опять придут в наше общество, чтобы они были ни злыми, ни изгоями, а нормальными согражданами нашего государства. Мой отец, моя мама – воспитанники Антона Семёновича Макаренко. После того, как они вышли из колонии, - пошли по его стопам, и всю свою жизнь посвятили детским домам: детям, сиротам, брошенным, обездоленным, обиженным, которым не повезло на родителей.
ИМ ПОВЕЗЛО НА ВОСПИТАТЕЛЕЙ - таких, как Семён Афанасьевич и Галина Константиновна Калабалины.
- Теперь я живу среди своих братьев. Их тысячи... Моего отца Антон Семёнович взял из камеры смертников. Отец был приговорён за то, что в 17 лет водил в атаку 200 сабель - дрался. Революция закончилась, а они так и не знали: ради кого теперь жить, где правду искать. Это продолжалось, пока их не разоружили и не признали врагами народа. Лишь благодаря указу Дзержинского всех, кому не исполнилось 18 лет, было предписано забрать из тюрем. Дзержинский в 1920 году получил сводку о том, что творится с детьми в России и ужаснулся. Пришел к наркому просвещения Луначарскому и сказал, что надо срочно спасать детей. И он взял на себя ответственность вывести их из взрослых колоний и тюрем и создать детские воспитательные учреждения. В результате этого решения Антон Семенович Макаренко возглавил колонию в Полтаве и забрал из полтавской тюрьмы моего отца. Так он попал к Антону Семёновичу Макаренко и стал потом его самым первым помощником, другом... Моему отцу повезло, что работа Макаренко (а впоследствии и отца) была востребована обществом. Воспитанники попадали к людям, готовым им помочь, повести их по жизни. Попадали к ним как равноправные и нужные люди. Кстати, во время войны отец был контрразведчиком в Германии. Получил задание от нашего руководства: пробраться в тыл врага и притвориться изменником Родины. Ему поверили, взяли в Абвер. И он был заброшен резидентом фашистской разведки в Горький. Даже Железный крест заслужил у Гитлера за то, что служил ему «верой и правдой». Что ему удалось? - Провести радиоигру, где фашисты поверили его дезинформации. Удалось помочь одержать победу на Курской Дуге. О нём очень интересно написал Хинштейн в своей книжке «В подвалах Лубянки», Овчинникова в "Известиях" интересно написала о нём и о маме во время войны. Мама эвакуировала детский дом на Урал, а отец в это время служил Родине, находясь в логове фашистов в Абвере. Я, наученный отцом, всех, кого вырастил (в школе, в училище, в детском доме), сопровождаю по жизни. Они мне все нужны, и если кто-то все же не уберегся от тюрьмы, я его все равно жду и помогаю потом встать на ноги. А многие, к сожалению, не ждут своих детей. И государство не ждет, как будто это не его дети. Зато ждут криминальные структуры, чтобы повести их по своему руслу. А обиженный пацан знаете сколько зла может натворить?
Когда я принял новую школу в Калининграде, судьба свела меня с замечательным человеком - Кармановым Валентином Фёдоровичем. Это был директор завода «Чайка» в Москве, который в столице объединял все школы производственного обучения. И они там занимались рентабельным трудом. Он мне подарил пару талантливых своих педагогов, они, к моему счастью, жили у меня в Калининграде. Наш коллектив мы решили строить на производительном труде. Это было, конечно, очень опасно. И мы построили три направления производства. Это швейное производство, производство двигателей для ведущих заводов нашей страны. А, поскольку там был домостроительный комбинат, мы стали производить продукцию – детскую мебель. Это обычная школа... Но она оказалась очень необычной. Школу организовали по принципу: мне отдают всех молодых учителей, которые не сработались со своими школьными директорами и собирают со всего города всё, что плохо стоит и плохо ходит. Школа организовалась на базе восьмых и девятых классов, в которых почти девяносто процентов - мальчики. Собралось потрясающее «собрание сочинений» - удивительно интересных людей, но далеко не готовых сейчас же покорять страну своими знаниями. А ещё была одна деталь... Мэр города инструктирует меня: «Смотрите не скажите на первом дне, что Вы из Хотьково, потому что Хотьково у нас в округе связано с психбольницей. Это мне так понравилось... Ну я подумал, я сейчас тут же всех куплю. И когда был пробный день, собрались все родители, я выступил: дорогие родители, уважаемые папы, мамы и бабушки, если вы что-то не поймёте в моих педагогических действиях, спишите на то, что я к вам приехал из Хотьково...»
И НАЧАЛИ МЫ ТВОРИТЬ
- Представляете, я никому из учителей не разрешил ставить отметки. Но с первого дня я развернул самодеятельность, физкультуру, появились ансамбли. С первого же дня мы начали налаживать производство и все пошли трудиться. Через полгода у меня вся школа была завешана портретами наших пацанов. Это лучший футболист, это лучший волейболист, лучший пожарный, это лучший по троеборью армейскому, это лучший стрелок, это лучший исполнитель характерных танцев, это лучший ансамбль... Они у меня начали выступать во всех конкурсах. А поскольку город Калининград космический, мы создали музей имени Гагарина. А ещё - построили уникальную базу труда в Серпуховском районе - в совхозе ♦Заокский». Работали и жили мы там с мая по октябрь. И вот наступил момент, когда они стали уважать себя. Однажды ко мне пришёл один воспитанник и говорит: «Попросите Людмилу Остаповну Бахмацкую, - это тоже моя сестра, воспитанница детского дома, - чтобы она научила меня русскому языку. - А что такое? - Да у меня автограф просят, а я боюсь брать ручку, я же безграмотный». Через полгода он захотел учиться! Вот сейчас о стандартах говорят, а мы уже тогда разделили полностью... Мы узнали - кто на что способен, развели их по разным классам и разным учителям... У меня была такая Мария Степановна Беспалова, заслуженная учительница - математик. Я ей сказал: «Мария Степановна, этих я Вам не дам, а вот этих, возьмите. Над ними Вам можно «издеваться», это технари... Выбивайте из них четвёрки и пятёрки. А вот в этом классе я поставлю Воробьёву Нину Васильевну, потому что она и душу, и сердце отдаст, а спросит столько, сколько ученик ей может вернуть. Потому что здесь собрались одни гуманитарии. Здесь одни певцы, солисты, спортсмены. Уже тогда мы это расписали. Через два года они все были абсолютно заинтересованы в школе и заканчивали её великолепно. Не один мой пацан не стал плебеем, все они стали активнейшими людьми, потому что они росли уже два года в борьбе, -говорит Семён Калабалин. - Мне просто повезло в жизни, во-первых, на тех людей, которые меня растили, мне повезло на ту обстановку, где я рос в детском доме, мне повезло, что я видел человека, на которого хотел быть похожим. Я не стал на него похожим. Но я у него очень много взял для того, чтобы быть полезным в своей профессии детям. Я очень многому научился, прежде, чем придти к детям. Я их брал не физикой, не математикой, я их брал тем, что и в футбол играю, и в волейбол, и мастер спорта по тяжёлой атлетике, и на руках пойду, и кашу сварю, траву скошу. Это им нравилось. И старался собрать вокруг себя таких людей, которые могли бы на все вопросы пацанам ответить. И нечего им бежать куда-то. Наоборот, к нам бежали, чтобы услышать что-то интересное. Мне повезло, что я выбрал ту профессию, которую безумно люблю. Я ни разу не ходил на работу, я всю жизнь занимался любимым делом. Если я нужен, буду рад встретиться с вашими педагогами в Истре.
Сообщаем, что эта встреча состоится 22 апреля в 12. 30 в Клубе ИСТОК по адресу: г. Истра, ул. Ленина, д.6
Сергей ЛАВРЕНКО, фото автора Истринские Вести, 15 апреля 2011 года,№15
Памяти Антона Семеновича Калабалина
15 февраля 2013 года ушел из жизни Антон Семенович Калабалин - педагог, академик, руководитель музея Антона Семеновича Макаренко, председатель общественного совета Главного Управления исполнения наказаний Московской области, член общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний, представитель Президента по Московской области по правам человека для лиц, лишенных свободы.. В этом видео - одно из последних выступлений Антона Семеновича, в котором он рассказывает о себе, о своей работе, о том, что его беспокит как человека и педагога.
НОВОСТИ
11.07.2019 Истоковские встречи: рассказы о Героях Истринского района В субботу 13 июля в 16 часов в Клубе с Даниловым Вячеславом Алексеевичем, который поделится воспоминаниями о своем отце, Герое Советского Союза Данилове Алексее Васильевиче
23.06.2019 Договор аренды продлен на год После встречи и обсуждения ситуации с заместителем Главы администрации городского округа Истра Вишкаревой Ириной Сергеевной было принято решение о продление аренды помещения еще на год.
21.06.2019 Концерт классической музыки Приглашаем любителелей классической музыки в Клуб "ИСТОК"на концерт вокальной музыки, который состоится 23 июня 2019 года в 15.00
21.06.2019 Выселение «ИСТОКа» От городской адмнистрации Клуб получил письмо о том, что договор аренды помещения будет расторгнут 01.07.2019. Деятельность Клуба городу оказалась не интересна, нас просят освободить помещение "для муниципальных нужд".
01.11.2018 10-летию экспедиции на родину А.П.Белобородова 10 ноября в 15.30 ждем всех Истоковцев и друзей Клуба на встречу, посвященную 10-летию экспедиции на родину генерала А.П.Белобородова