На главную
Истринское
Самодеятельное
Творческое
Объединение
Кинопутешественников
ГЛАВНАЯНОВОСТИО КЛУБЕГОСТЕВАЯКОНТАКТЫ

НАПРАВЛЕНИЯ
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
НАШ КРАЙ
ПРАЗДНИКИ И ТУРНИРЫ
ИСТОКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ
ТУРИЗМ
ВИДЕОАРХИВ

ИСТОКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ

Истоковские встречи » 200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова

200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова

31 октября 2014 года в рамках цикла «Истоковские встречи» прошел музыкально-поэтический вечер, посвященный 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова. Зрители собрались, чтобы почтить память и отдать дань уважения таланту великого русского поэта. Провела вечер Сусанна Сергеевна Елизарова. Она рассказала зрителям о жизни поэта и прочла избранные его стихотворения, которые в этот юбилейный год звучали особенно проникновенно:

   

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…
 
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
 
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз,
И на холмах средь желтой нивы
Чету белеющих берез…  

Михаил Юрьевич Лермонтов — это целая эпоха, в которой было все — любовь и ненависть, счастье и расставание, боль и вера, признание и забвение… И как мало времени отпустила ему судьба, но как много он успел совершить за этот короткий срок… Биография его стремительна, счет в ней идет не на годы, а на месяцы, порой даже на дни. Он пишет:
 
 
 
«...Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!— Жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых...»
1831-го июня 11 дня
 



Михаил Лермонтов был человек редкой одаренности. С юности он проявлял свои выдающиеся способности сразу в трех ипостасях: в литературной, живописной и музыкальной (не говоря о его талантах в математике и в шахматах). Он владелязыками: немецким, французским, английским, читал в подлиннике по-латыни, впоследствии на Кавказе начал изучать азербайджанский язык. Он писал картины акварелью и маслом, рисовал карандашом и пером; лепил, играл на скрипке и рояле, пел романсы, оперные арии, писал музыку. Это была загадочная, тревожная, талантливая и страдающая душа.

По линии отца происхождение Лермонтова было замечательным до удивления. Род Лермонтовых вел свою линию от легендарного шотландского барда — Томаса Лермонта (Thomas Learmonth ок. 1220 — ок. 1290), которого в Шотландии еще называли Томас Рифмач (Thomas the Rhymer). Жил он в XIII веке в своем замке Эрсилдун (ныне носит название Эрлстоун, Бервикшир, Шотландия), развалины которого сохранились до сих пор. Как гласит легенда, Томас Лермонт получил от царицы фей дар сочинения песен и дар прорицания. Пророчества его все сбывались, а среди поэтов ему не было равных. Ему приписывается авторство древнейшего варианта «Тристана и Изольды». Прошли годы, и в час, когда он этого не ждал, два белых оленя увели Томаса Лермонта в горы, и он исчез навсегда. Это царица фей призвала его к себе, а в утешение обещала, что через много столетий на другом краю земли его дар поэта и пророка воскреснет в его дальнем-дальнем потомке…

И вот в XIX веке в далекой России появился на свет мальчик, над которым витал дух его древнего предка — вещего и демонического Томаса Лермонта-Рифмача с его любовными песнями, мрачными предсказаниями и загадочным роковым концом. Кроме чудного поэтического дара Михаил Лермонтов с ранних лет унаследовал способность к пророчеству. И в 1830 году, когда ему еще не было 16 лет он пишет стихотворение «Предсказанье». Оно очень красноречиво: 

«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон...»

Как известно в 1917 году это предсказание сбылось! 




 
Но вернемся к детству нашего поэта.
 
Михаил Юрьевич родился 3 (15 по ному стилю) октября 1814 года в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова и Марии Махайловны Арсеньевой в доме напротив Красных ворот.

Теперь этого дома уже нет, нет и Красных ворот. Но есть площадь, которая в 1941 году в ознаменование 100-летия со дня гибели поэта получила название «Лермонтовская».
 
На этой площади в 1965 году в сквере был открыт памятник М. Лермонтову, выполненный скульптором И.Д. Бродским. Бронзовая пятиметровая статуя на цилиндрическом постаменте и рядом декоративная решетка с изображением Демона и схватки Мцыри с барсом, а также стела с выбитыми на ней словами:

«Москва, Москва… люблю тебя как сын,
Как русский — сильно, пламенно и нежно»
 
На стене высотного здания, выстроенного на месте дома, где родился М.Ю. Лермонтов, имеется мемориальная доска с его портретом.



Вскоре после рождения мальчика в апреле 1815 года Лермонтовы вместе с Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, бабушкой поэта, переехали в ее небольшое поместье Тарханы Пензинской губернии.

Здесь прошли детские и отроческие годы поэта. У жителей села Тарханы учился Лермонтов образному и красочному русскому языку, с интересом прислушивался к его говору, пословицам, сказкам, с детства запоминал их песни — протяжные и веселые, колыбельные и разбойные, хороводные и солдатские. Лермонтов подмечал у крепостных крестьян широту души, гордость, стремление к свободе. Образ героя, созданного в «Песне про купца Калашникова» начинался здесь в Тарханах. Здесь он слышал песни и предания об Иване Грозном, о Разине и Пугачеве; слышал он и рассказы про «день Бородина» от участников Пензинского ополчения в Отечественной войне 1812 года. Так что Тарханы стали творческой колыбелью поэта.



Старинное село Тарханы было куплено в 1794 году дочерью пензинского предводителя дворянства — Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Она была из старинного, известного и очень знатного рода. Поселившись здесь со своим мужем, Михаилом Васильевичем Арсеньевым, она энергично занялась хозяйством и устройством новой господской усадьбы. Елизавета Алексеевна была умная, энергичная женщина с решительным и независимым характером, хорошая хозяйка, по-настоящему деятельная помещица. Ее единственная дочь, Мария Михайловна, несмотря на нежелание матери, вышла замуж за небогатого тульского дворянина — Юрия Петровича Лермонтова. Не такого зятя хотела бы видеть в своем доме Елизавета Алексеевна.




 
Семейная жизнь родителей М. Лермонтова сложилась несчастливо. Вмешательство властолюбивой бабушки, Елизаветы Алексеевны, осложняло семейную жизнь. Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева) родилась 17 марта 1795 года. Родители души не чаяли в единственной дочери. Ее отец, Михаил Васильевич, на которого она была похожа, дорожил мечтательной, трепетной и нежной Машенькой. Он обучил ее игре на фортепьяно, поощрял тягу к пению и интерес к чтению книг. Девочка стала выступать в домашних спектаклях, ее пение вызывало восторженное одобрение.
Мария в совершенстве знала языки — немецкий, английский и французский. Она много читала, и горячо обсуждала с папенькой прочитанное… Они были друзьями. Но жизнь ее отца, Михаила Васильевича, трагически оборвалась и девочка почувствовала нехватку душевного тепла. Она довольно рано вышла замуж — в 17 лет, может быть надеясь в замужестве получить то, чего ей теперь недоставало в родительском доме — любви. Она полюбила своего избранника — Юрия Петровича.
Он поначалу отвечал ей взаимностью. Но счастливая семейная жизнь была недолгой. Чахотка и бесконечные сплетни о возможных романах мужа подорвали здоровье Марии Михайловны. У нее уже не было сил, а может быть и желания, бороться с тяжелой болезнью. Скончалась Мария Михайловна не дожив до 22 лет.

«В слезах угасла мать моя» - писал Лермонтов.



 
Память трехлетнего ребенка сохранила неповторимый голос матери в звуках той песни, которую она ему пела в младенчестве. Лермонтов писал: «Когда я был трехлет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»
После смерти любимой дочери Елизавета Алексеевна построила церковь в честь святой Марии Египетской и в память о страдалице дочери. Это единственное здание в Тарханах, которое дошло до наших дней в первозданном виде.
По сей день в Тарха нах в глубине усадьбы еще живы липы, вязы, клены, склонявшиеся над мальчиком Мишей. Парк сохранил прежнюю планировку. Весной здесь буйно расцветает сирень, жасмин, густо зеленеют ландыши.



 
В парке много живописных укромных уголков, тихих аллей, по которым часто уединенно бродил мальчик — отрок Миша Лермонтов.
В парке каждая дорожка ведет к памятному дубу, посаженному когда-то юным мальчиком. Огромный могучий дуб в «саду с разрушенной теплицей», окруженный металлической оградой. В конце жизни Лермонтов напишет:

«...Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.»
 
К сожалению, дуб погиб от урагана 11 июня 1995 года.
 
 



Детство Лермонтова было омрачено не только ранней смертью матери. Большой печалью для мальчика стала разлука с отцом — по завещанию бабушки внук должен был оставаться при ней до полного совершеннолетия. Только при этом условии Миша становился единственным наследником всего принадлежащего ей имущества. Юрий Петрович сознавал, что воспитать сына не сможет, так как ни средств ни возможности у него нет. Он навсегда уехал в свою деревню Кропотово Тульской губернии, откуда он написал сыну горестное признание: «Тебе известны причины моей с тобой разлуки, и я уверен что ты за нее укорять меня не станешь, так как я хотел сохранить для тебя состояние...» Навещать сына в Тарханах ему было запрещено.

«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...»

Но все-таки отец и сын встретились летом 1827 года в имении Кропотово. Мишелю в то время было 13 лет. Не переставая тайно любить отца, он уговорил бабушку отпустить его к нему. И бабушка была вынуждена согласиться. А что ей оставалось? Дни проведенные в Кропотово оставили в душе поэта глубокий след. Юный Лермонтов увидел, как тяжело отцу смириться с одиночеством, как было невыносимо для него, потомка шотландского рода, оказаться на положении изгоя, отвергнутого окружающими. Это в какой-то мере отразилось в драмах «Люди и страсти», «Странный человек», нашло отзвук и в лирике:
 
  
«Ты дал мне жизнь, но счастья не дал, 
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…
Но понимаем был одним.»

Сын был единственным человеком, понимающим Юрия Петровича. 



Елизавета Алексеевна практически усыновила своего внука Мишеньку, согрела лаской и безмерной любовью одинокого ребенка, дала ему дом и счастливое по ее понятиям детство.
Все в доме было подчинено желаниям и благополучию внука. Была в доме специально отведенная для занятий классная комната. В Тарханах Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги Милота и Карамзина по истории, «Ручная математическая энциклопедия», книги для чтения, географический глобус и другие школьные принадлежности. Одаренный от природы многими талантами Лермонтов еще в детстве разносторонне проявлял свои способности: он лепил из крашенного воска, писал акварелью, рисовал карандашом. 



Сохранился детский рисунок Миши из альбома его матери, а также «Пейзаж с двумя березами» 6-летнего Миши и детский рисунок сделанный в 11 лет после поездки на Кавказ под названием «На горячих водах».



Все помыслы бабушки были направлены на здоровье внука. Она, не стесненная в средствах, трижды возила Мишу на Кавказ на минеральные воды. Он рос слабым, болезненным мальчиком, до 4 лет не умел ходить. 
Далекие поездки на лошадях через всю Россию, величественная природа Кавказа, рассказы о набегах горцев, знакомство с казачьими горскими легендами и песнями — все это обогащало творческое воображение Лермонтова и отражалось в ранних кавказских поэмах: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Хаджи Абрек». 



Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Мишу в Москву для продолжения образования.
Хорошо подготовленный домашними учителями Лермонтов в 1828 году поступил сразу в старший 4 класс Московского университетского благородного пансиона, где в разное время учились В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, В.Ф. Одоевский, декабристы И.В. Кривцов, П.Г. Каховский и др. Здесь в пансионе процветала страсть к литературе, что как нельзя больше соответствовало вкусам и склонностям мальчика.
Однако спустя два года Лермонтов оставляет пансион и в 1830 году зачисляется студентом Московского университета. Мятежный дух университета, студенческие кружки, споры сверстников, напряженная духовная атмосфера, в которой зрели идеи В. Белинского, А. Герцена, Н. Огарева, учившихся одновременно с Лермонтовым, навсегда оставили глубокий след в жизни поэта. 



За время учебы в благородном пансионе, а потом в Московском университете Лермонтов с бабушкой жили на улице Малая Молчановка в небольшом деревянном особняке, который хорошо сохранился до сего времени. В 1981 году в нем был открыт дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова, где экспонируются вещи, книги,картины и рукописи поэта. В этот дом приходили товарищи по пансиону и университету, соседи, родственники, читали стихи любимых поэтов, танцевали, пели. Часто устраивались домашние представления, а пьесы сочинял начинающий поэт. 
Михаил Лермонтов играл на рояле и на скрипке, пел романсы и арии из опер. Сюда в конце 1828 года приезжал из Кропотова Юрий Петрович, и сын Миша порадовал отца успехами в учебе и живописи и написал его акварельный портрет. В эти годы юноша много и увлеченно читает. Библиотека поэта состояла из произведений зарубежных и русских поэтов и писателей — Байрона, Скотта, Шиллера, Гете, Шекспира (которых он читал в оригинале), а также Г. Державина, И. Крылова, К. Батюшкова, К. Рылеева и, конечно, А.С. Пушкина. В 16 лет Лермонтов настолько усовершенствовался в английском языке, что начал читать Байрона в подлиннике. Несмотря на то, что Лермонтов находил много общего между собой и героями Байрона, он не стал его подражателем. Позднее он уточнит свое отношение к английскому поэту и напишет:

«Нет я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он — гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.»

В доме на Малой Молчановке М. Лермонтов прожил с пятнадцати до восемнадцати лет. За эти три года он написал около двухсот пятидесяти лирический стихотворений, семнадцать поэм и три драмы. Пылкий, восприимчивый, несущий в душе «неземной пламень» он рано начал писать стихи в влюбляться. 

Существует странная устоявшаяся легенда будто бы Лермонтов был некрасив. Это неправда. Ведь когда смотришь на его портреты, видишь, что он был прекрасен. Из воспоминаний друга — Зиновьева А.З.: «Он прекрасно рисовал, любил фехтование, верховую езду, танцы и ничего в нем не было неуклюжего — это был коренастый юноша, обещавший сильного и крепкого мужа в зрелых годах».
С друзьями он был внимателен, отзывчив, доброжелателен. А со своими духовными антиподами — резок, несговорчив, порой даже жесток. Он не хотел, чтобы посторонние знали все его чувства и переживания, поэтому зашифровывал посвящения своих произведений.
После его смерти исследователи раскрыли имена женщин, спрятанных за инициалами или за сокращенными фамилиями. 



Так в 16 лет во время учебы в университете Лермонтов влюбился в обычную девушку. Эта девушка в его поэзии долго скрывалась за зашифрованными посвящениями - НФИ. Теперь стало известно, что это была Наталья Федоровна Иванова, дочь драматурга Федора Иванова. Наташа Иванова не отвечала ему взаимностью, это была обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидающая выгодного жениха. Она то манила, то отталкивала его. А он в ослеплении своей любви не видел ее душевной пустоты, а стихи ей посвященные и сегодня мучительно читать — столько в них боли, надежд иразочарований:

«Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила...»

И далее через год он писал:
«Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор» 
 
Вскоре Наталья Иванова вышла замуж за отставного военного и поселилась в Курске.



На одном из акварельных портретов, написанных Лермонтовым в семнадцать лет, вы видите девушку в черном испанском костюме. Это Варенька Лопухина, нежную любовь к которой поэт пронес через всю жизнь. Здесь она в образе Эмилии — героини первой юношеской драмы Лермонтова «Испанцы».
Родственник Лермонтова — Аким Павлович Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину». Варенька отвечала ему взаимностью, но многолетняя разлука и главным образом сплетни воспрепятствовали дальнейшему развитию их отношений. Варенька по настоянию родных вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Федоровича Бахметева, который был старше ее на семнадцать лет. Бахметев ревновал, уничтожал письма и все, что Лермонтов посвящал ей.



Для Лермонтова ее замужество явилось жестоким ударом. К образу Вареньки он неоднократно возвращался и в поэзии, и в живописи. Для него Варенька была воплощением простоты и естественности. Ей он посвятил поэмы «Демон» и «Валерик»; она послужила прототипом Веры в драме «Два брата», в повести «Княгиня Лиговская», и в романе «Герой нашего времени».
В 1838 году М. Лермонтов подарил ей свой автопортрет. Это самое достоверное из ныне существующих изображений поэта. М. Лермонтов изобразил себя в бурке, накинутой на куртку с красным воротником, с кавказскими газырями на груди, а на кабардинском ремне — черкесская шашка. Прекрасное вдохновенное лицо поэта с большими печальными глазами.

О любимой Вареньке он писал:
«Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты»



В годы учения в пансионе и университете Лермонтов с бабушкой выезжал на лето из Москвы в Середниково — усадьбу Столыпиных. Она принадлежала брату бабушки, Дмитрию Алексеевичу Столыпину. Усадебный дом с бельведером, балконом с закругленными колоннадами, соединяющими главный корпус с двумя двухэтажными флигелями, огромный парк, тишина липовых аллей, пруды, мостик — все в Середникове располагало к поэтическим раздумьям.



В соседних деревнях жили Сушковы, Верещагины, а также будущая поэтесса Евдокия Петровна Растопчина, с которой Лермонтов подружился на всю жизнь. Он ей писал: «Я верю под одной звездою мы с Вами были рождены». 
Одна из дальних родственниц, Александра Михайловна Верещагина, которую Лермонтов называл кузиной, высоко ценила дарование своего юного друга и бережно хранила его стихи и рисунки, и его автопортрет, который передала ей на хранение от ревнивого мужа Варенька Лопухина. Около восьмидесяти лет в России было неизвестно местонахождение автопортрета. И только в 1961 году автопортрет был найден в ФРГ и привезен на родину лермонтоведом — Ираклием Андрониковым.



В Середниково в те годы летом съезжалось много молодежи, среди которой появилась замечательной красоты девушка двумя годами старше Лермонтова. Это была Екатерина Сушкова, одетая по последней моде, уже побывавшая в С- Петербурге на великосветских балах, с огромными черными глазами, самоуверенная и остроумная. Лермонтов увлекся красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока. И хотя увлечения пятнадцатилетнего Лермонтова Сушковой не было ни глубоким, ни продолжительным он впоследствии признавался, что ее кокетство заставляло его иногда проливать слезы. Эти волнения юного поэта отжались в его стихах. Около десяти стихотворений, написанных в Середниково, посвящены Сушковой.

Четыре полных волшебных юных лета провел Лермонтов в Середниково. Это было время в творческом отношении необычайно плодотворным. Он написал около ста стихотворений, включая переводы Шиллера, четыре поэмы, работал над драмами «Испанцы» и «Люди и страсти». В 1830 году появляются настоящие шедевры - «Кавказ», «Элегия», «Наполеон», «Предсказание», «Нищий», «Одиночество» и первый набросок поэмы «Демон» 



Летом 1830 года, когда Лермонтов жил в Середниково, ему довелось побывать в Воскресенске (ныне Истра) с посещением Ново-Иерусалимского монастыря. И что же он увидел?
«На возвышенном месте, окруженный мощными крепостными стенами, стоял величественный собор. Сиянье солнечного света, льющегося из многоярусных окон, блеск золота, обилие резьбы и лепки, сверкающие краски и сказочные узоры майолики — все это производило незабываемое впечатление!» 



Посещение Ново-Иерусалимского монастыря ознаменовалось написанием двух стихотворений. В одном Лермонтов описывает скит патриарха Никона:

«Оставленная пустынь предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней еще горит,
Но колокол растреснувший молчит
………………………………………………..
Зеленый мох, растущий над окном,
Заржавленные ставни — и кругом
Высокая полынь — все, все без слов
Нам говорит о таинствах гробов...»

В другом стихотворении он пишет о Воскресенском соборе:

«Пред мной готическое зданье
Стоит, как тень былых годов,
При нем теснится чувствованье
К нам в грудь того, чему нет слов
Что выше теплого участья
Светлей любви, спокойней счастья.»

Стихи, написанные в Воскресенском монастыре, - это своеобразная похвала русский зодчим. Несколько лет спустя впечатления от посещения Ново- ерусалимского монастыря найдут отражение в поэме «Мцыри».



В 1832 году Лермонтов покинул Университет и переехал в С-Петербург, где поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, по окончании которой в 1834 году был определен в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. 
Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, любила своего внука без памяти. Не желая с ним расставаться, она сопровождала его и в Москву и в С-Петербург. Она прочла его первую поэму «Хаджи Абрек» и в письме к внуку назвала его стихи «бесподобными».
Сразу же после производства внука в офицеры она заказала художнику Федору Будкину его портер в мундире лейб-гвардии Гусарского полка. Здесь ему почти 20 лет. Этот портрет находится в доме-музее в Тарханах.

Время, проведенное в школе юнкеров Лермонтов впоследствии называл «двумя страшными годами». Жизнь в юнкерской школе была однообразной и суровой. Каждый день начинался барабанным боем и проходил в маршировках, в верховой езде. Все свободное время юнкера проводили в кутежах и светских развлечениях. Помимо изучения военных дисциплин и выездов на лагерные учения, юнкера изучали общеобразовательные предметы: словесность, математику, историю, географию и другие. Во время пребывания в школе юнкеров Лермонтов написал поэму «Хаджи Абрек» и работал над другими произведениями, в частности над пятой редакцией поэмы «Демон» и романом из времен восстания Пугачева, получившим впоследствии название «Вадим». Но писать приходилось урывками и тайком от начальства. 
 
В конце 1836 года Лермонтов сильно простудился, был отпущен из полка домой и длительное время находился в квартире бабушки на Садовой улице.
 
 
 



Наступает 27 января 1837 года. По С-Петербургу разносится весть о том, что А.С. Пушкин смертельно ранен на дуэли с французом Ж. Дантесом. В это время больного Лермонтова лечил доктор Н.Ф. Арендт, который также навещал умирающего Пушкина. От него-то Лермонтов и узнал обо всех обстоятельствах, предшествовавших дуэли, узнал и о предсмертных страданиях Александра Сергеевича. 
Потрясенный гибелью поэта, перед которым он преклонялся, Лермонтов написал стихи, выражавшие гнев и боль всех передовых людей того времени. Стихи быстро разлетелись по всей стране в многочисленных списках. И если в первой части стихотворения автор осуждал авантюриста Дантеса, то в последних 16 строках, прибавленных им позднее, речь шла уже о придворной знати «жадною толпою» стоящей у трона, о подлинных виновниках трагедии. 

СМЕРТЬ ПОЭТА

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
 
...................................................
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
 
                                                                   1837 год



Как только эти смелые стихи стали известны во дворце, Лермонтов был арестован и по «высочайшему повелению» был переведен из Петербурга в Нижегородский драгунский полк, находившийся на Кавказе в военных действиях против горцев. Недавние организаторы убийства А. Пушкина не могли простить Лермонтову его стихотворения «На смерть поэта» - они узнали себя в той «жадной толпе», стоящей у трона. 
И вот пока Лермонтов сражался в далеком горном крае, почти в каждом номере журнала «Отечественные записки» появлялись его новые стихи. В течении 1837 года один за другим появляются такие шедевры, как «Бородино», «Узник», «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Здесь на Кавказе он продолжал работу над «Демоном». 
Благодаря хлопотам бабушки Лермонтов через год был возвращен в лейб- вардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе, и с мая 1838 года служил там. Он часто наезжал в С-Петербург, бывал в театрах, на балах, посещал литературные салоны Карамзиных, Одоевского, Евдокии Растопчиной. В этом 1938 году она закончил последнюю редакцию главной своей поэмы «Демон». Демон — это размышления Лермонтова о вечной любви. Вспомним его строки:

«Любить… но кого же? На время не стоит труда, а вечно любить  евозможно...»
 
Следующий 1839 год был для Лермонтова особенным: он вступил в  итературу, и не просто вступил, а вошел в нее сразу большим мастером. С первых же стихотворений, напечатанных в журнале «Отечественные записки» Лермонтов стал широко известен. В этом журнале началась публикация романа «Герой нашего времени».



Летом 1839 года написана поэма «Мцыри» - последняя поэма эпохи романтизма,где герой ведет борьбу за свою свободу. И хотя герой погибает, читатель восхищен поэтичным обликом героя.

Поэмы «Демон» и «Мцыри» и роман «Герой нашего времени» умножили  славу Лермонтова и выдвинули его на самое видное место в русской литературе. 
Лермонтов стал подумывать об отставке — ему хотелось полностью отдаться литературному творчеству и издавать свой журнал.С Виссарионом Белинским он поделился своим замыслом — написать романтическую трилогию: три романа из трех эпох жизни русского общества. Он хотел отобразить век Екатерины II, Александра I, и время правления Николая I. 



Но наступает насыщенный событиями 1840 год. В этот год Лермонтов знакомится с княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. 
Композитор М. Глинка вспоминал, что «молодая вдова была прелестна, хотя и не красавица, но видная и статная...» Она высоко ценила творчество Лермонтова. Увлеченный Щербатовой, Лермонтов говорил о ней своему родственнику А.П. Шан-Гирею: «Она такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Он посвятил ей три стихотворения: «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Отчего» и «М.А. Щербатовой». Поэт особенно ценил смелость и независимость мнений Марии Щербатовой. 
За М.А. Щербатовой ухаживал также Эрнест Барант, сын французского посла при дворе Николая I. 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль в ее особняке на Английской набережной в Петербурге, произошла его ссора с Лермонтовым. Эрнест Барант вызвал поэта на дуэль. В Петербурге об этой дуэли говорили много. Мнения современников разнились: одни считали, что ссора произошла из-за княгини М. Щербатовой, которой оба были увлечены, другие считали, что ссора произошла из-за стихотворения «На смерть поэта», в котором де Баранты, отец и сын, заподозрили поношение всей французской нации. Дуэль состоялась через два дня, 18 февраля за Черною речкою на Парголовской дороге. Сначала дрались на шпагах, затем на пистолетах. Де Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. За эту дуэль Лермонтов был предан военному суду и арестован. Последовало решение Николая I: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же ином».
Полк этот стоял на Кавказе, где шла война с горцами.



В середине июня 1840 года Лермонтов появляется в крепости Грозной, где он принимает участие в бою при реке Валерик. За проявленное мужество и храбрость генерал-лейтенант Галафеев представил Лермонтова к награде и направил личную просьбу перевести его из пехоты в гвардию. Но Лермонтов не получил ни награды, ни перевода. Единственно, по просьбе бабушки был разрешен отпуск на 2 месяца.



14 января 1841 года он получил отпускной билет и выехал в Петербург, куда прибыл 4 февраля. А уже 5 февраля был приглашен на бал к графине Воронцовой- Дашковой, с которой был давно знаком. У нее в тот вечер присутствовали члены императорской фамилии, которые посчитали дерзким появление ссыльного офицера в том обществе, где находились «высочайшие гости». С трудом удалось Воронцовой- Дашковой отвести от Лермонтова крупные неприятности.
Однако 11 апреля 1841 года Лермонтов получил предписание в 48 часов покинуть Петербург. Он сделал за это время попытку выйти в отставку, но увы — не удалось. 



И 12 апреля 1841 года в салоне у Карамзиных состоялись проводы поэта. Здесь всегда его встречали тепло, как своего человека. Душой салона была умная и образованная Софья Николаевна Карамзина, дочь писателя Николая Карамзина. На проводах присутствовали: В.А. Жуковский, П.П. Плетнев, Ф.К. Соллогуб, Евд. Растопчина и Наталья Николаевна (вдова А.С. Пушкина), с которой Лермонтов в тот вечер долго беседовал.

Лермонтова томили предчувствия, и он сказал Евдокии Растопчиной, что его, верно, в это раз на Кавказе убьют. Из Москвы Лермонтов выехал 22 апреля 1841 года, и по дороге в Туле его ждал родственник, Алексей Аркадьевич Столыпин-Монго, который тоже ехал на Кавказ. А в это время в Петербурге в журнале «Отечественные записки» было напечатано стихотворение «Родина» («Люблю Отчизну я...»).  



Итак 12 мая 1841 года они прибыли в Пятигорск и наняли домик в четыре комнаты — одноэтажный особнячок обмазанный глиной и побеленный. Окно кабинета Лермонтова выходило в сад. Здесь он писал при открытом окне, под которым стояло черешневое дерево, сплошь осыпанное ягодами. Здесь в Пятигорске Лермонтов был в постоянном общении с друзьями, которых оказалось немало. Устраивались вечера, поездки по окрестностям.
 
июля 1841 года в гроте Дианы был устроен бал. Весь бульвар был расцвечен фонарями, звучала музыка, танцы продолжались до ночи.  



А 13 июля 1841 года вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь, развернулись роковые события. Князь Трубецкой играл на фортепьяно, среди прочих был Лев Сергеевич Пушкин — брат поэта. Лермонтов сидел около одной из дочерей хозяев дома. 
 
В комнату вошел Николай Мартынов одетый в щегольскую черкеску с большим кинжалом у пояса, видно было, что он любуется собой, и это было смешно. В это время Лермонтов обратившись к своей соседке сказал по-французски: «Мадмуазель, берегитесь! - приближается свирепый горец!» Мартынов услышал его слова и вызвал поэта на дуэль. Несмотря на все предчувствия, вызов на дуэль для Лермонтова оказался неожиданным: он все-таки не думал, что его бывший товарищ по юнкерской школе окажется столь мелочно- обидчив. Но мелочно-обидчивыми были многие из людей, окружавших Лермонтова и в Петербурге и здесь, в Пятигорске. Некоторые из них боялись его острого языка, другие завидовали его славе, третьи считали его выскочкой, не имеющим особых преимуществ перед ними. Вокруг поэта складывалась атмосфера интриг, сплетен и ненависти. 



И 15 июля (по новому стилю) между шестью и семью часами вечера у подножия горы Машук во время ужасной грозы и сильного дождя Лермонтов был смертельно ранен. 
Тело великого русского поэта принял Машук, по склоном которого он взбирался еще мальчиком. 

На месте гибели поэта теперь стоит вот такой памятник.
Но эта могила оказалась временной.
Бабушка — Елизавета Алексеевна добилась разрешения перевезти прах внука в Тарханы, и 23 апреля 1842 года (по старому стилю) гроб с телом поэта был установлен в фамильном склепе в семьи Арсеньевых в Тарханах.

Что касается Н.Мартынова, то он ожидал ссылки в Сибирь или разжалования в солдаты. Однако царь оказался к нему милостив, и дал указ такой: «Майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и передать церковному покаянию». Более того Николай I, когда узнал о гибели Лермонтова сказал: «Туда ему и дорога, собаке собачья смерть».



Михаил Юрьевич Лермонтов погиб в расцвете сил и таланта. Он выстпил как продолжатель лучших традиций русской литературы, как прямой наследник Пушкина. О нем пишут восторженные статьи и книги, ему ставят памятники, открывают музеи, его творчество изучают в школах, колледжах, университетах, его читают на семидесяти языках мира; есть город его имени (близ Пятигорска), село Лермонтово (в Пензинской области), горная вершина в Киргизии, планета, открытая в Крымской обсерватории и даже алмаз, добытый в Якутии. Наследие Михаила Лермонтова нашло отражение в работах многих художников, композиторов, деятелей театров и в кинематографе. 

 




В заключение следует сказать, что Кавказу Лермонтов посвятил многие свои рисунки и картины. До него не было в русской живописи романтического Кавказа. Такой романтический Кавказ был тогда только в литературе, созданный Жуковский и Пушкиным. 
 
Кавказский цикл Лермонтовских картин и рисунков, включая его акварельный автопортрет очень многообразен. 
  
В 1980 году вышел альбом под названием «Лермонтов. Картины. Акварели.
Рисунки». В этом альбоме 162 работы Лермонтова.






Несколько слов следует сказать о рисунках поэта, они непростые, они несут особый смысл, который часто зашифрован автором. Некоторые из них снабжены замаскированными надписями, найти которые нелегко. Особый интерес в этом отношении имеет «Вадимов лист». На первый взгляд он кажется простым нагромождением беспорядочных рисунков. На самом деле это графический дневник поэта, в котором он заносил поразившие его события.
 
К разгадке феномена Лермонтовской тайнописи удалось приблизиться художнице из нашего города Истра – Шаталовой Людмиле Николаевне. Опытный глаз художника-графика профессионала помог ей заметить больше, чем видится на первый взгляд. Она считала, что все рисунки поэта – это тщательно зашифрованный дневник, в котором отразилось все самое тайное, дорогое, сокровенное. Шаталова Л.Н. пишет: «Вот почему крайне важно изучать творчество поэта не только литературное – по текстам, но и изобразительное – по его рисункам».
 



Нельзя не сказать несколько слов о книге Лидии Беловой «Последняя любовь Лермонтова», вышедшей в 2008 году.
 
Последняя любовь М.Ю. Лермонтова – это Александра Осиповна Смирнова-Россет (1809-1882). Живость ее ума, образованность, независимость суждений привлекала к ней многих выдающихся людей того времени – среди них были – В. Жуковский, П. Вяземский, Ф. Тютчев, Н. Гоголь, А.Пушкин, Д.Веневитинов, А.И.Тургенев и др. С А.Пушкиным она знакома с 1828 г. Поэт часто поверял ей свои замыслы, читал новые произведения, ценил ее литературный вкус.
 
Александра Осиповна в конце жизни написала «Дневник. Воспоминания».
Впервые с М.Ю. Лермонтовым они встретились осенью 1838 г. в Петербурге в литературном салоне у Карамзиных и уже со второй встречи они полюбили друг друга, но приходилось скрывать от общества свои возвышенные чувства…
 
Но я Вас помню – да и точно,
Я Вас никак забыть не мог!
Во-первых, потому, что много
И долго, долго Вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил…
 



Александра Осиповна в конце жизни написала "Дневник. Воспоминания". Она пишет: "Расскажу правду, как она есть, а известной другим эта правда станет не ранее, чем через 100 лет после моей смерти. Сей опус будет лежать в сберегательном банке как никому невыдаваемая ценность до обусловленного времени". 

Александра Осиповна скончалась в 1882 году. 
Впервые с Лермонтовым они встретились осенью 1838 года в Петербурге в литературном салоне у Карамзиных, и уже со второй стречи они полюбили друг друга, но им приходилось скрывать от общества свои возвышенные чувства. Она пишет в дневнике: "Мы мечтали, что он вскоре выйдет в отставку, я разведусь с мужем Смирновым, и мы поселимся в Тарханах... Однако все пошло совсем по-другому и обернулось для нас тупиком и сплошными страданиями".
Летом 1840 года родилась от Лермонтова дочь, которую она назвала Надежда. О том, что родилась дочь М. Лермонтов узнал уже по дороге на Кавказ во вторую ссылку.

Когда рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова подошел к концу, начался концерт.
 
КОНЦЕРТ



Истринский академический хор ветеранов исполнил песни на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова: «Бородино», «Горные вершины», «Белеет парус одинокой»
 



Истринский академический хор ветеранов. Художественный руководитель — Людмила Зенкина, концертмейстер — Владимир Королев.
 



Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» читает ученик 6-го класса школы имени Чехова – Никита Крылаев.
 



Отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - читает учитель русского языка и литературы школы имени Чехова – Галина Борисовна Небылица.
«Ко мне он кинулся на грудь,

Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье…Он завыл,
Рванулся из последних сил…»
 



Музыка А.Шишкина. Романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Исполняет Людмила Зенкина.
 



Музыка Е.Шалиной. Романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Исполняет солист хора ветеранов – Валентин Румянцев.
 



Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» читает Валентина Зеленева.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Я не унижусь пред тобою,
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор
Ты позабыла: я свободы
Для заблуждения не отдам
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновения!
А чем ты заменила их?
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!
 
 



Стихотворение истринской поэтессы Юлии Скрылевой «Мой Лермонтов» читают ученицы школы имени А. Чехова – Полина Шленова и Анастасия Черепицына.
 



Свое стихотворение посвященное М.Ю. Лермонтову прочла Юлия Скрылева.
 



Истринская поэтесса – Анна Григорьвна Павленко читает свои стихи и акростих, посвященные М.Ю. Лермонтову
 

 
 
Виды Кавказа, рисунки М.Ю. Лермонтова, запечатлевшие прекрасные пейзажи гор, тематически соприкасались с выставкой природных минералов, подаренных ИРМОО «Клуб «ИСТОК» участником Великой Отечественной войны – Альбертом Фридриховичем Сержантом – народным мастером Латвии по камню. Альберт Фридрихович в свое время собирал их, в том числе, и на Кавказе…
 



Вечер, посвященный 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова подошел к концу.
 
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!


 

 

Автор сценария и ведущая вечера С.С. Елизарова,

техническая обработка иллюстраций С.Б. Лавренко



  НОВОСТИ
11.07.2019
Истоковские встречи: рассказы о Героях Истринского района
В субботу 13 июля в 16 часов в Клубе с Даниловым Вячеславом Алексеевичем, который поделится воспоминаниями о своем отце, Герое Советского Союза Данилове Алексее Васильевиче
23.06.2019
Договор аренды продлен на год
После встречи и обсуждения ситуации с заместителем Главы администрации городского округа Истра Вишкаревой Ириной Сергеевной было принято решение о продление аренды помещения еще  на год.
21.06.2019
Концерт классической музыки
Приглашаем любителелей классической музыки в Клуб "ИСТОК"на концерт вокальной музыки, который состоится 23 июня 2019 года в 15.00
21.06.2019
Выселение «ИСТОКа»
От городской адмнистрации Клуб получил письмо  о том, что договор аренды помещения будет расторгнут 01.07.2019. Деятельность Клуба городу оказалась не интересна, нас просят освободить помещение "для муниципальных нужд".
01.11.2018
10-летию экспедиции на родину А.П.Белобородова
10 ноября в 15.30 ждем всех Истоковцев и друзей Клуба на встречу, посвященную 10-летию экспедиции на родину генерала А.П.Белобородова 
     
Яндекс.Метрика
© ИСТОК 1980-2024