ИСТОКОВСКИЕ ВСТРЕЧИ
«ПОЭЗИЯ НА КРЫЛЬЯХ ПРИЛЕТЕЛА»ВЕЧЕР Людмилы Славиной, истринского поэта, ведущей «Литературной страницы» в районной газете «Истринские Вести», члена СЖ России, заслуженного работника печати МО.
Людмила Вячеславовна взяла за основу свои стихи в книге «Путь к Соляному спуску», выпущенный в Клубе «ИСТОК» в 2009 г., в соавторстве с руководителем Клуба Сергеем Борисовичем Лавренко.
Зал заполнили ветераны Великой Отечественной войны, коллеги Людмилы Славиной (Дербушевой) по газете, участники самодеятельного академического хора Истринского ДК, где поёт Людмила, местные поэты: Александр Сазонов, Григорий Гордусенко, Анна Павленко, Сусанна Елизарова, Лариса Купченкова, другие постоянные посетители всех мероприятий, которые проводятся в Клубе. И участники литературно-музыкальной композиции: ученики 6 «а» класса Курсаковской школы (руководители Татьяна Алексеевна Петрищева и Татьяна Александровна Сотскова, подготовившие с детьми по сценарию Л.Славиной несколько стихотворений в театральном исполнении), истринка Саша Мельникова (гитара) и музыкант Виктор Рягин (фортепьяно), лауреат Московского фестиваля, проводимого в рамках международного музейного форума, композитор и дирижёр в Московском институте им. Гнесиных.
Людмила Вячеславовна несёт в руках зажжённую свечу и ставит её на столике, её встречают аплодисментами, т.к. хорошо знают и её творчество, и те «Литературные страницы», которые она выпускает в районной газете «Истринские Вести» уже 23 года… А на стене, около столика, разложены её творческие работы, скромная выставка: немного фотоснимков Ново-Иерусалимского монастыря, фрагмент ручного ткачества (на раме), живописная картина (мелки) «Лунная ночь», – всё это подчеркивает, что поэты, как правило, выходят за рамки увлечения поэзией, и их точки приложения таланта шире.
Вступление, как исповедь
– Здравствуйте! Добрый вечер! Сегодня я решила провести его вместе с вами. Все, кто устраивал когда-нибудь творческий вечер, знает, как это волнительно и ответственно, – обращается Людмила Славина к аудитории. – И голос подводит, и коленки дрожат, но поскольку здесь сидят в общем-то близкие люди, друзья, я думаю, – справлюсь со своим волнением. Наверно, у каждого из нас когда-то приходит момент истины: хочется накопившееся высказать, поделиться. Но так как я не публичный человек, то делаю это редко. Потому что считаю, что поэзия это слишком тайная, интимная вещь, чтобы выплёскивать своё душевное на все четыре стороны.
Но тем не менее, если чувствуешь, что твоё накопившееся будет всем интересно, то немножко поделиться можно. Дело в том, что поэт отражает сквозь своё видение то общее, что у нас есть у всех. Все любят или не любят, страдают, горюют, изменяют, прощают… Просто каждый это делает по-своему. И нам интересно сопоставить с другим мнением. Поэт – это ориентир, путеводитель. И врачеватель душ (Е.Баратынский). Он послан для того, чтобы направить, наставить. Это очень высокая планка в обществе. Не зря его сравнивали с монахом: «Поэт достоин монашеского ордена, т.к. искупает грехи всего мира, который в погоне за материальными ценностями забывает о духовном мире».
Представляете, какая ответственность лежит на поэте? Мало того, что владеть надо Словом, ещё и быть ориентиром… Поэтому сто раз отмеришь прежде чем…выступишь.
Ностальгия по родному городу
– Вот такой мой характер взрастила ростовская земля, пропитанная сухим степным воздухом и ветрами, напоённая запахами ковыли, маков и чабреца, - продолжает Людмила Вячеславовна.
– Выросла я в Ростове-на-Дону, южный город, тепло – «жар его мостовых выпекает крепкие души», - цитирует свои строки стиха Людмила Славина, - поэтому сегодняшний вечер я посвящаю своим родителям, родному городу, которые пережили вместе с нами, детьми, месяцы оккупации, и детям войны. К ним я тоже отношусь. Приближается дата освобождения моего города, он дважды был в руках фашистов: с 17 ноября 1941 г. по 28 ноября этого же года. Через неделю их вышибли. И с 24 июля 1942 г. по 14 февраля 1943 г. Ростов был освобождён после Сталинградской битвы. То есть, почти 7 месяцев мы были в оккупации. Ростов вошёл в число 10 городов, наиболее пострадавших от войны: 12 тысяч домов было уничтожено полностью; 40 тыс. мирных жителей было расстреляно в Змеёвской балке, где сейчас красивый жилой массив; 53 тыс. угнано в Германию: молодых женщин, детей, подростков. Моих подруг, живших в нашем доме, также угнали в Германию, хотя соседи и мы прятали их…Ростов-на-Дону – город Воинской Славы (5 мая 2008 г.). Имеет Орден Ленина (4 декабря 1970 г.) и Орден I степени Отечественной войны (25 февраля 1982 г. Он – «ворота Кавказа», поэтому шли ожесточённые бои, в том числе на улицах. Пехота, танки, артиллерия, самолёты…(60-я пехотная дивизия, 3-й танковый корпус, 1-я танковая армия).
Мне было три годика, когда началась война. Часто по тревоге, под вой сирен, мы бегали в убежище. Наш Соляной спуск, где был наш ракушечный дом, (историческое название идёт издревле: когда-то по крутой мостовой скатывали бочки с сельдью на баржи) был стратегическим центром для бомбёжек, т.к. рядом мосты, пристань, железнодорожный вокзал. Отец мой, Вячеслав Петрович, был лётчик, прошёл всю войну до Берлина, остался жив. Но рано умер в 53 года от контузии. В 1941 г. его часть стояла в 12 км от Ростова, и он принимал участие в воздушных боях. Когда мы бежали в укрытие, мать говорила: «Отец бомбит». И мы не знали – хорошо это или плохо. Иногда мы выскакивали во двор и смотрели в небо: там, в скрещённых лучах прожектора, мы видели, как артиллеристы ловили самолётик, потом он загорался и падал…Мальчишки кричали «ура». С тех пор я не могу видеть прожектора в небе, комок застревает в горле… Отец после боя садился на мотоцикл и, рискуя жизнью, приезжал посмотреть на нас – живы ли?
– Наверно пора перейти к стихам, но ещё один момент перед показом 3-минутного фильма о Ростове-на-Дону, который я прокомментирую и прочитаю стихи о родном городе.
Выросла я на военных песнях Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко и Марка Бернеса. Это мои любимые певцы, да ещё Иосиф Кобзон. Любимой песней была «Тёмная ночь» Никиты Богословского. Он написал её в 1943 г. (слова В. Агатова). После выхода фильма «Два бойца» песня стала очень популярной. Однажды включили на громкость «чёрную тарелку» – радио и оттуда полилась мелодия «Тёмная ночь». Мама после родов Женечки, младшего брата, лежала на кровати и плакала. Я и Юра (старший брат) стояли посреди комнаты и тоже плакали. Сейчас во взрослой жизни я также реагирую на эту песню. Поэтому она легла лейтмотивом в коротеньком фильме, который сделала для меня Люба Горбачёва, наш замечательный поэт и жизнерадостный человек из пос. Румянцево.
К сожалению, её уже нет в живых. Люба часто печаталась в «ЛС». Стихи у неё профессиональные и необычные. Мы с Сергеем Борисовичем ездили к ней домой в Румянцево, и родился отличный очерк об этой мужественной женщине т.к.она была инвалидом. У таких людей, как она, стоит поучиться не хныкать, терпеть и просто жить.
Аудитории показывают видео-фильм о Ростове-на-Дону, который комментирует Людмила Славина:
Первые снимки довоенного Ростова идут без музыки. Потом военные кадры. И – послевоенный город, памятники. Мои снимки – двор, где росла, балконы, мы жили на втором этаже. Мои друзья – Юля и Виталик, её муж. Тоже – дети войны. Каждый год приезжаю в Ростов, иду на Соляной спуск. Останавливаюсь около жилого дома из красного кирпича, в который в 41-м угодила бомба, а мы девчонки и мальчишки бегали смотреть, как тушили пожар…Там и сейчас живут люди. Наш дом из ракушечника, к счастью тоже жив. Даже соседи, выросшие такие же девочки, теперь женщины, помнят нашу многодетную семью с четырьмя детьми.
После фильма Л.Славина читает стихи о родном городе:
На ростовских степных просторах
Ковыль серыми лентами шьёт,
И волнуется, с ветром споря,
Прикрывая забытый дзот.
Здесь ведь тоже пушки гремели,
Защищая ложный объект.
Умирали солдаты, немея,
Оставаясь в земле навек…
ххх
Ростов, любимый, хочу тебя обнять,
Пройтись по улицам спокойным,
Вздохнуть варёный аромат из подворотен,
Увидеть южный рынок и Собор…
Когда-то бегали мы здесь
Под вой сирен – наперевес с матрацами,
Не зная, что такое оккупация…
Скажу, дружище, здесь было ведь
Когда-то и моё жилище,
А ныне…ныне пепелище.
Иду по Соляному спуску я,
Булыжники звенят под каблуками весело,
Стою у старого двора,
Горланит та же детвора –
Пахнуло на меня родными весями…
ххх
Донские глади нас баюкали,
Донские степи песни пели,
А мы в ответ лишь только «гукали»,
Теснясь в ажурной колыбели.
Милее всех – зелёный Дон,
Аллеи лип и цвет акации,
Влюблённость первая и старый дом,
Теперь уже на реставрации.
Морщинки бороздят лицо,
В них все дороги наши вешние,
Тебе пристанище дано:
Твоя душа донская здешняя.
ххх
Я вернусь к тебе, Ростов,
Обновлённой, мудрой,
Лишь покроет лист-покров
Шалью златокудрой землю,
На которой ты стоишь,
Примиряясь с веком,
Улыбнётся мне мальчиш
Зрелым человеком.
Лирика. Стихи в театрализованной форме. Музыкальные моменты.
– А теперь переходим к лирической части, в которой мне помогут дети, ученики 6«а» класса Курсаковской школы, и стихи в авторском исполнении, – говорит Людмила Вячеславовна.
Выходят школьники, в руках у них саквояж, они несут его, потом раскрывают и выбрасывают из него в сторону листочки со «вздохами» и «сожаленьями» автора, а также «сомненьями» и «прочим несоответствием её немудрёных грёз»…
Читает автор.
ххх
Почему на твоём месте другой,
С которым я встречаюсь, улыбаюсь
Ему, не тебе.
Когда я займу место той, другой,
И буду смотреть, наконец, на тебя?
Давай хотя бы встретимся,
Посмотрим друг на друга,
Поморгаем глазами и…разойдёмся
Опять по своим ложным местам.
Наступает музыкальный момент, и Людмила Славина поёт песню «Цветы», слова её, на мотив словацкой песни (аранжировка Евгения Шекснина), у рояля музыкант и композитор Виктор Рягин.
Ц В Е Т Ы
Ты сегодня подарил мне розы,
Самые прекрасные цветы,
Нежных лепестков вдыхая аромат,
Я поймала твой влюблённый взгляд.
Мне цветы о многом рассказали,
Их душа божественно чиста,
Нас с тобой минуют все печали,
Если будем вместе мы всегда.
Улыбаюсь я тебе с признаньем,
Попадая в неизбежный плен,
Нежное пожатие – и счастлив ты,
Сблизили нас чудные цветы.
Эту песню Людмила Вячеславовна поёт часто, т.к. просят слушатели. И на этот раз – аплодисменты, цветы и, конечно, розы.
Автор читает подряд несколько стихотворений, которые ей самой нравятся.
НА КРЕЩЕНИЕ
Когда луна за башню зацепилась,
И утонула в облаках пурпурных,
Ты вспоминай, как в храме я молилась,
И как смотрел наш Ангел златокудрый.
Невольной волею лежат спокойно руки,
Держа остов священного Креста,
А мне сегодня выпадают муки:
Поцеловать лишь согнуты перста.
Так тайна разъедает наши лики,
Она, как бабочка, всё бьётся о стекло.
Не слышны нам её немые крики,
Однажды Время скажет: «Всё прошло».
ххх
Надрывно лаяла собака,
Луна сияла в небесах,
Возможно ты рыдал иль плакал
О том, что было на весах.
Бог весть, какая там осталась ценность,
Внезапно сказку оборвав,
И лик свой обнажила бренность,
Огонь свечи во тьме дрожал.
Мы упустили миг признанья,
Прозрачен лист и честь чиста,
Но легче ль стало мирозданью,
Что мы не предали Христа?…
ОСЕННИЙ МОТИВ
Одарила осень землю туманами,
Листьями багряно-пряными,
Ягодой красно-рдеющей,
Мыслями светло зреющми:
Как хочу я быть венчанной,
Выходить из вагона встреченной,
Быть с природой моей в гармонии,
Слышать Высшую в небе симфонию.
Дальше автор исполнила а капелла давний стих на свою мелодию:
ххх
Сумеречный снег,
Тропинки след.
А в окошке – свет,
Но тебя – нет.
Дерево в саду,
Яблоня – в бреду.
На свою беду
Мимо не пройду.
Будет месяц знать,
Тучкой заслонять
То, что не объять,
А потом – сиять…
ххх
Меж отрадных дум вечерних
Заблудилась мысль одна:
Что покину город здешний,
Как взойдёт в ночи Луна.
Меж камней и пыли злачной
Разверну шатры в ночи,
Звук звезды своей прозрачной
Я услышу у свечи.
…За оконною прохладой
Не видать моих огней,
Осветило звездопадом
Нищету подлунных дней.
ххх
Высокая Луна!
Ты выше совершенства!
Понятна мне твоя ночная немота
И – прямота,
С какой врываешься
В распахнутые окна, дерева.
Высокая Луна!
Ты выше совершенства…
«Дама в чёрном»
И опять на сцене дети. Они исполняют в театральном варианте стих «Дама в чёрном». Девочка в чёрном платье, белой шляпе и с розовым зонтиком, идя по диагонали от зрителя, и потом назад, читает:
Дама в чёрном с розовым зонтиком,
Как вы грациозны в своём небреженьи
К обществу в целом, к толпе в автобусе…
Что вам даёт право быть выше обычного?
Ваша помада – цвета вишни?
Ваш чудо-купол, от глаз скрывающий,
Но вы плывёте, как лебедиха
В нашей бытующей неразберихе.
Взгляд мой отточенный взял вас «на мушку»,
Вы для меня – словно счастье в ловушке…
Ах, как красив был ваш торс уплывающий
В модном пальто черным-черно. Но…
Плыл ореолом всевызывающе
Розовый зонтик…вдалеке.
Саша Иноземцева исполнила две пьесы на гитаре, а потом ученики исполнили в театральном варианте стих Л.Славиной «Ко мне спустился Омар Хайям». На сцене в костюме падишаха ученик… и две восточные девушки в соответствующих костюмах гибкими движениями кружат вокруг падишаха…
КО МНЕ СПУСТИЛСЯ ОМАР ХАЙЯМ
Зима. Деревьев хруст.
А караван мой пуст.
Карман не латан мой давно,
А алое вино,
Что по щекам лилось,
Уж выпито давно.
И я курю кальян.
Но где же мой стакан?
Давно уж вдребезги
Разбился он.
Ушёл уставший караван.
Докурен мой кальян.
Лишь дева бровью поведёт,
И тихо душу заберёт…
Из венгерского цикла
(1982-1985 гг. ЮГВ, Будапешт)
УЛИЦА БЕНЦУР
(Дюла Бенцур – известный венгерский художник)
Улица Бенцур –
Любви круженье.
Здесь поселился наш Амур
Крылатым провиденьем.
Раскидистый платан –
Свидетель расставаний –
Однажды сократил
Меж нами расстоянье.
Тишайший уголок,
Где мирно спят машины,
Отмерил малый срок,
Дыша разлукой в спины.
У каждого из нас
Свои воспоминанья…
Бенцур в полночный час
Звенит своим названьем.
КАФЕ
«Чёрная кошка» – вино,
Песня грузин «Сулико».
«Я могилу милой искал…» –
Тихо дуэт напевал.
Пара в вальсе плыла:
Он – стар, она – молода.
Меж ними разлука была.
Такие дела.
Далее Людмила Славина озвучивает музыкально два акростиха: один – а капелла (Юре Этьемезу, соратнику по академическому хору), другой – под музыку «Бессамэ Мучо» (Сергею Лавренко, руководителю Клуба «ИСТОК»). Акростих – её хобби, их у неё много.
Акростихи
(слева-направо, сверху-вниз читается имя или фамилия)
Эта картина детства встаёт предо мной,
Там девочка – соседка
Ь
Едет со мной.
Мы с ней кружимся в танце,
Едва скользя,
Забытая красавица, забытая страна…
ххх
Сокол ясный, сокол светлый, ты летишь,
Едва касаясь облаков
Ребристо-белых,
Где таинственная небыль
Единеньем ворожит.
Й
Лес ожил в лучах светила,
Алым цветом наполняясь,
Влага травы оросила и
Роса ресниц касалась…
Если б эти ощущенья
Не пропали в жизни даром,
Как бы не сулила та забвенье,
Овевая листопадом старым…
Шутливый стих с фантазией
Людмила Славина как-то увидела портрет своего любимого певца Вилли Токарева «с усами и в шляпе». Более того, она считала его своим земляком, т.е. ростовчанином, на самом деле, к её разочарованию, это оказалось не так. Просто он часто приезжал в Ростов-на-Дону с гастролями, и его встречали небывалым количеством цветов. Но землячество не столь важно. Родился стих, и она решила послать его певцу по электронной почте. Послала. К удивлению – он ответил: «Уважаемая Людмила Вячеславовна, спасибо за весёлый стих, за юмор, эх, отмотать бы сорок лет назад, тогда бы и поговорили».
Сначала был прослушан вальс об эмигрантах Вилли Токарева для знакомства с певцом, а потом прочитан стих.
ххх
Какой красивый с усиками денди,
Приподняв шляпу, смотрит сверху вниз,
Ах, как бы мне поехать вместе в Ялту,
Ну, впрочем, это женский мой каприз.
Мы вместе с ним сидели б в «рэсторане»,
Курил он трубку, я б пила коктейль,
Ну а потом забылись бы в нирване,
Нет-нет, совсем не трогая постель.
Огни Нью-Йорка встретили нас ярко,
Где Вилли жизнь свою провёл сполна,
На бывшей вилле у Виктора жарко,
Сияет в небе полная Луна.
Поставлю диск любимого шансона,
Где вальс об эмигрантах прозвучит,
Как хорошо, что Вилли теперь дома,
Россия-мать уехать не велит!
|
НОВОМУ ИЕРУСАЛИМУ
По святым местам
Я пройду, скорбя,
Одиночество смыв слезами,
Не томи мне грудь,
Утоли мою грусть…
Истекает время веками.
У руин твоих постою одна,
Понимая душой время,
На меня глядит из веков строка,
Обновляя людское племя.
Камень свят, строгий взгляд –
Тень монаха в одеждах зыбких,
Тут на страже тишайше стоят
Херувимы в подземной крипте.
ПРИСТАНИЩЕ ПОЭТОВ
У дальней станции, что на окраине,
На перекрёстке больших дорог,
Стоит в молчании твой домик маленький,
И в одиночестве он чуть продрог.
Зайдём в прихожую и в тихи комнаты,
Наполним звуками уставший сруб,
Стихи несмелые и песни зрелые
Перекликаются с гитарой тут.
Поднимем чарочку за наши шалости,
За самого – что в доме том,
За наши нежности в своей поспешности,
За нашу Родину, что за окном…
О НАС КОГДА-НИБУДЬ НАПИШУТ
О нас напишут непременно,
Как мы сидели за столом,
Как слышал вечные стенанья
У перекрёстка старый дом.
Там Шокман лирой потрясала,
И Павлов хохотал надменно,
А Славина, чертовски хороша,
За строчкой строчкою вела.
Там Гурченко витиеватый
Сквозь гарь и папиросный дым,
Вещал Олегово, крылато
И непохожестью – один,
Сазонов – голосом трубя,
Был беспощаден и речист,
Напевы дивные храня,
Он восхищал, как лицеист.
А Обухов, прильнув к гитаре,
Как женщину её любил,
Перебирая нежно струны,
И песнь, и стих боготворил…
Тут Вигский, встав альтернативно:
«Да разве ж ты кого любил,
Как я, и право, мне не стыдно –
По жизни – это песнь моя!
Синёва мельничьи раздумья
Слились в единый тонкий стих,
А Пётр, придвинувшись к тарелке,
Был невостребован и тих.
Гражданкин с лёгкою улыбкой
Нам философию дарил,
Что, мол, идём дорогой зыбкой
Под гимны высохших чернил.
Скупые строчки Вольдемара
Витали круто над столом,
И выпито, конечно, мало,
И всё читали не о том…
Курильный смог окутал стены,
Слова ветшали на ходу.
Грядут большие перемены!
Мы все у времени в плену.
…О нас напишут непременно!
В завершение вечера Людмила Славина берёт свой саквояж (реквизит) уходит под аплодисменты, читая на ходу листок, лежащий в нём: «И прочим несоответствием её немудрёных грёз» – вот вопрос.
|
Благодарю всех: Татьяну Краснову («Истринские Вести»), которая одна из первых печатала мои стихи в газете, – говорит она, – Сергея Борисовича – за то, что посчитал нужным напечатать мой сборник. Он меня три раза уговаривал принести стихи. Благодарность учителям, которые вместе с детьми воплотили мой сценарий и, конечно, детям, ученикам 6 «а» класса Курсаковской школы.
Выступали в сценках: Маша Краснова, Елизавета Куликова (она была «Дама в чёрном»), Ольга Досаева, Игорь Сергеенков («Ко мне спустился Омар Хайям» - падишах), Артур Торкин, Оксана Карпова; исполнители – на гитаре Александра Иноземцева; Виктор Рягин – пианино.
А «мозговой центр» вечера – Владимир Лавренко, Сергей Борисович Лавренко, Алексей Посёлов.
Присутствующие фотокорреспонденты газет: Ольга Майзенберг («ИВ») и Надежда Шацкая («Истра Плюс») Закончился вечер фотографией на память вместе с детьми и слушателями.
Текст Л.В. Дербушевой.
Фото Сергея Лавренко, Ольги Майзенберг, Надежды Шацкой.
Вёрстка и редактирование Сергея Лавренко и Людмилы Дербушевой.
|